Центр психологического консультирования САН РИ Психолог, психотерапевт очно и онлайн +7-919-125-94-52 vk.com/antarmaster e-mail:2352695@mail.ru

Особенности психотерапии с пациентами различных религиозных конфессий.

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Религиозная тематика в фабуле невротических переживаний пациентов. Методы психотерапии

 Особенности психотерапии с пациентами различных

религиозных конфессий

Чухров Вячеслав Владимирович,

частнопрактикующий  врач-психотерапевт

 

   В практике любого врача-психотерапевта или психолога встречаются пациенты, которые приходя на психотерапию или консультацию упоминают, что они принадлежат к той или иной религиозной  конфессии и для них неприемлемы определенные формы психотерапевтической работы, например использование гипноза или телесный контакт (рукопожатие, объятья во время тренинга). Зачастую это создает определенные ограничения в использовании психотерапевтического инструментария и заставляет психотерапевта более внимательно выбирать темы для разговора.

 

   Так, например, в арабских странах женщина-мусульманка не имеет права разговаривать с другими мужчинами, если это не муж или члены ее семьи, запрещены рукопожатия между незнакомыми мужчинами и женщинами, и согласитесь, это накладывает определенные ограничения когда дело касается психотерапии.



   Конечно же все мы люди, и невроз может случится у любого человека, неважно является ли он атеистом или принадлежит к традиции православия, католицизма, протестантизма, баптизма, ислама или другой религии. В случае когда врач встречается с приверженцем другой (не православной веры) очень важно уважать чувства верующих, внимательно выслушать без осуждения все то, о чем говорит пациент, даже если он рассказывает о каких то религиозных традициях между мужчиной и женщиной, которые светскому обществу могли бы показаться нелепыми или даже смешными. 



   Сексуальная революция, проникшая  из Америки и Европы в нашу страну давно размыла моральные устои современного общества и социальные принципы, касающиеся отношений между мужчиной и женщиной. И, например, в наши дни  считается нормальным иметь интимные связи еще до вступления в брак. Практически все религии мира осуждают такое поведение. Что правильно -то или это - не будем судить. 

    Но зачастую в своей психотерапевтической практике я наблюдаю у своих религиозных пациентов (уж простите, так я буду называть пациентов, активно соблюдающих традиции своей религии) различные внутренние конфликты или противоречия, которые и создают почву для развития невротических симптомокомплексов. 

   Вот эти внутриличностные конфликты.

   Внутриличностный конфликт между религиозными принципами, заложенными наставниками и  родителями, исповедывающими ту или иную веру и нормами современного общества.

   Например, в Казахстане в определенных регионах все еще есть такая мусульманская традиция - если парень повязал платок на голову девушке - это значит, что он выбрал ее в жены и они должны пожениться. И затем должны жить вместе всю жизнь. Кстати, в православной традиции также супруги должны выбирать спутника жизни на всю жизнь. Современное же светское общество одобряет бесконечное количество сексуальных отношений и браков. И многие религиозные пациенты встречаются с тем, что они не вписываются в общество большинства и должны либо оставаться приверженцем своей религиозной традиции и прослыть "белой вороной" либо "быть как все", но при этом испытывать чувство вины за то, что нарушили религиозные запреты.

  Другой  часто встречающийся внутренний конфликт у религиозных пациентов - это конфликт между религиозными табу и потребностью удовлетворения сексуального желания. В некоторых религиях для девушек право первого поцелуя принадлежит будущему мужу, но "плоть слаба" (со слов одной пациентки) и часты такие ситуации: "поскольку он был слишком настойчивым я разрешила ему себя поцеловать чтобы мучиться затем от чувства вины".

   Самый частый симптом у религиозных пациентов, наблюдаемых в моей частной практике - это чувство вины. Вот некоторые высказывания таких пациентов: "я заранее знаю, что ничего не добьюсь в жизни, так как я этого недостойна, моя мать так много сделала для меня и мне никогда с ней не расплатиться." "Я не люблю себя, так как я нарушила  (такой-то) религиозный запрет." "Мне стыдно за то, что я влюбилась". Идеи греховности или самоуничижения здесь носят характер сверхценных идей и зачастую поддаются разубеждению в процессе психотерапии. 



   Целью психотерапии с религиозными пациентами не является разубедить пациента в ошибочности тех или иных религиозных традиций, с которыми связан внутренний конфликт нашего испытуемого. Ни в коем случае. Мы не имеем морального права навязывать свою точку зрения на то, какой религии придерживаться, а какой нет.  Нашей целью является создать для такого пациента психотерапевтическую доверительную среду, в которой человек может высказаться и затем пересмотреть какие жизненные принципы работают, а какие приводят к фрустрации и чувству вины и затем самостоятельно выбрать - от каких идей отказаться, а какие оставить для принятия решений в жизненных ситуациях. 

   Хорошей техникой психотерапии здесь является классический психоанализ, когда пациент, лежа на кушетке говорит все, что ему вздумается, а затем психоаналитик дает обратную связь. Такой подход позволяет за короткий срок добиться у нашего пациента катарсиса  и  купирования тревожности и депрессивного фона настроения, а впоследствии и остальной невротической симптоматики. Также для многих пациентов является полезным чтение карты по системе Дизайн Человека, шиацу-терапия, гештальт-подход, методы личностно-реконструктивной психотерапии, трансактный анализ.

 

   Таким образом, курация религиозных пациентов требует специфического деонтологического подхода, толерантного отношения и использования творческих нестандартных психотерапевтических подходов.

психология, психотерапевт, чухров, антар, психолог челябинск, психотерапевт челябинск, страх, фобии, хороший психотерапевт, подскажите хорошего психотерапевта, психолог консультация, психологическая помощь, семейный психолог, отзыв психолог, панический атака, психолог скайп, психотерапевт по скайпу, психолог онлайн консультация, психолог консультация, депрессия, депрессия симптомы, невроз лечение, психологическая помощь, биполярное расстройство, нервный система, депрессия тест, клиника неврозов, алкоголизм челябинск, алкоголь челябинск, нарколог отзыв, кодирование от алкоголизма в челябинске, запой челябинск, семейный челябинск, лучшие психотерапевты челябинска

 

   

   

 

Теги: психотерапия, религия, психология, чухров, психотерапевт
Комментарии
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Благодарю за интересную статью о работе
Чухров Вячеслав Владимирович (АНТАР) писал(а):
Целью психотерапии с религиозными пациентами
№1 | 28 февраля 2018
Чухров Вячеслав Владимирович (АНТАР)
Благодарю за отклик, Бондаренко Татьяна Алексеевна,
№1 | 28 февраля 2018
Фэйт
Спасибо за статью. Действительно, очень много религиозного меня сейчас загоняет в тупик. У меня до сих пор "когнитивный диссонанс" (не знаю что это, но звучит как надо))), связанный с православным мировоззрением и моей терапией.Теперь стало непонятно почему я должна подставлять другую щеку, а не защищаться? почему нужно смиряться перед обидчиком? почему молчать? почему любить себя - это почти равно ужасному греху самолюбию и эгоизму. Почему нужно исповедоваться=винить себя за подобные поступки?Почему транслируется "будь никем", "не высовывайся", "ты грешен", "ты будешь наказан" и т.п. У меня столько этих установок, которые загнали меня в такую жопу.. Теперь у меня расщепление на хорошую-плохую. Неприятие себя и прочее.. Очень сложно принимать себя настоящую и "плохие" проявления, трудно защищать себя, любить себя, отстаивать границы.. И в то же время очень ранит, когда терапевт "лезет" в эти установки, кажется, что хочет разубедить меня и я стану "предательницей веры"..
№1 | 28 февраля 2018
[ добавить комментарий ]
powered by
КЕМП С АНТАРОМ НА АЛТАЕ 2021 ®. Нажмите здесь чтобы узнать подробнее.

Muzicons.com